Выйти
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выйти
 
 
main page


Изготовление перекрёстной стереопары

Рассмотрим технологию изготовления стереопар "от и до"... 
Выбрав красивый вид, имеющий несколько планов по глубине (лучше не менее трех), делаем два фотоснимка, вначале первый (левый), затем, сдвинувшись на некоторое расстояние вправо, делаем второй (правый) снимок. Сдвиг фотоаппарата (база, или стереобазис) должен составлять от 5 см. при съемке композиции в пределах от 1 до 20 метров и до 10-20 см. при съемке композиции в пределах от 10 до 100 метров. (примечание: базис должен быть в пределах от 1/50 до 1/20 расстояния до ближайшего объекта, видимого в кадре). При съемках обоих фотокадров по рискам в визире оптического видоискателя обязательно нужно ориентироваться на одну и ту же точку фотографируемого объекта (желательно в центре композиции на одном из удаленных планов), таким образом, чтобы на кадриках были как можно ме'ньшие расхождения изображения по вертикали и горизонтали, и особенно по боковому наклону. Категорически не советую использовать для этих целей LED дисплей фотоаппарата, только оптический видоискатель.
Для лучшего качества стереоснимков фотоаппарат лучше держать вертикально, а не горизонтально, обязательно двумя руками, с жесткой фиксацией аппарата относительно вашего тела и головы. Старайтесь стоять сами и держать фотоаппарат строго вертикально, иначе при изготовлении стереопар придется выполнить больше работы.
Если делаете макроснимки (съемка с близкого расстояния) то база должна уменьшаться до необходимого расстояния вариант самодельной стереоспарки с "пальцевой синхронизацией" спуска затворов (от 1 см. до 1 мм.).
При съемке удаленных объектов с использованием большого оптического усиления (зума), для проявления стереоэффекта базу между снимками необходимо значительно увеличить (от 1 до 100 и более метров, в зависимости от удаленности до объекта и величины зума).

Самой большой проблемой при съемке кадров для стереофотографий являются движущиеся объекты, в первую очередь люди и автомобили, поэтому старайтесь снимать в такое время и там, когда людей мало. Или же изготовьте стереоспарку из двух синхронно снимающих фотоаппаратов (см. на фото справа). Кроме этого, стереоспарка обеспечит одинаковую кадрировку снимков и их параллельность друг другу, что значительно облегчит их дальнейшую обработку.

Методика работы со стереоспаркой

Для получения лучших результатов съёмки, на обоих фотоаппаратах я устанавливаю ручной режим с автоматической экспозицией. Устанавливаю нужный баланс белого (солнце, облачность, эл.лампа), режим ручной фокусировки (в большинстве случаев устанавливаю на "бесконечность"), включение затвора ставлю в режим 2-секундной задержки. После этого, скомпоновав кадр на дисплеях фотоаппаратов, по очереди нажимаю кнопки спуска обоих аппаратов до половины, чтобы аппараты отработали нужную экспозицию. И после этого одновременно дожимаю кнопки до конца и держу спарку ровно, не шелохнув. Ровно через 2 сек. аппараты делают два синхронизированных по времени снимка. Если хочу запечатлеть себя любимого, то устанавливаю спарку на фотоштатив, а затвор перевожу в режим 10-секундной задержки, затем произвожу все описанные выше действия и до момента срабатывания затворов успеваю занять нужное расположение в кадре :-)

Изготовление файла перекрёстного стерео
(рекомендую вначале прочитать "Важное дополнение")

На компьютере эти два фотоснимка нужно объединить в одну стереопару, пригодную для рассматривания со стереоэффектом. В программе PhotoShop открываем два снимка, составляющих одну стереопару (левый снимок всегда будет иметь меньший номер, чем правый). Нажав кнопку "Перемещение" перетаскиваем (копируем) картинку с левого кадрика (с ме'ньшим номером) на правый (с бо'льшим номером) (Образец). Кнопкой "Развернуть" разворачиваем "сдвоенный" файл на весь экран и все дальнейшие работы производим в этом положении картинки. На панели "Слои" (см. справа) устанавливаем прозрач­ность верхнего слоя (слой1) равной 50%. Затем совмещаем изображения обоих кадриков (в нашем случае левый относительно неподвижного правого) по какой-либо точке в центре композиции (Образец).

Включая/отключая видимость верхнего слоя (включая/отключая иконку "глаза" на панели слоев), контролируем совпадение изображений по вертикали, обращая особое внимание на параллельность друг другу каких-либо вертикальных линий отснятых объектов (углов стен, вертикальных элементов окон, дверей, стволов деревьев и т.д.). Если все вертикальные элементы параллельны (не имеют сдвига по или против часовой стрелки относительно друг друга), то можно перейти к следующему этапу. Но если заметен угловой сдвиг, то его обязательно необходимо ликвидировать (Образец).

Для этого нужно пройти по пути Меню Правка/ Трансформ/ Число (Образец). В открывшемся окне "Числовые преобразования" в окошке "Вращать" подбираем нужный угол (по часовой или против часовой стрелки) для подгонки параллельности двух изображений.

В процессе совмещения и угловой подгонки картинок может оказаться (обычно так и получается), что по краям регулируемого слоя появляются пустые места. Чтобы увидеть их лучше, нужно отключить видимость фонового слоя, а непрозрачность Слоя1 увеличить до 100%. В результате получится примерно такой вид. При подгонке изображений по возможности старайтесь делать так, чтобы эти пустые полосы оказались размещены равномерно слева-справа и снизу-сверху.

Для удаления этих пустых полос нужно в меню "Изображение" выбрать пункт "Размер холста" (Образец). В открывшемся окне в пунктах  "Ширина, Высота" указываем размер оставляемого изображения в процентах от имеющегося (Образец).

После этого кнопкой "Выделение области" выделяем всё изображение на слое1 (Образец), внутри выделенного участка щелкаем правой кнопкой мышки и в контекстном меню выбираем пункт "Обрезанием" (Образец). В результате на панели "Слои" появится еще один (средний) слой изображения, а изображение с бывшего слоя1 переместится на слой2. Видимость среднего слоя (теперь это слой1) необходимо отключить (Образец).

Теперь включаем видимость слоя фона, в меню "Изображение" опять выбрать пункт "Размер холста" и указать ширину холста теперь уже ровно 200% и "Якорь" слева (Образец). В результате файл примет такой вид. После этого кнопкой "Перемещение" сдвигаем картинку верхнего слоя вправо. 

В результате всех этих действий окажется что на левой стороне стереопары находится изображение с правого снимка, предназначенное для правого глаза, а с правой стороны стереопары находится изображение с левого снимка, предназначенное для левого глаза.

Теперь необходимо размеры получившейся стереопары подогнать под размеры монитора, на котором вы будете их рассматривать. Для моего монитора я решил, что ширина стереопары должна быть 950-1000 пиксел. Для изменения ширины файла под этот размер нужно в меню "Изображение" щелкнуть на пункте "Размер изображения" и в открывшемся окне в строке "Размеры пиксела. Ширина" указываем нужную цифру (Образец). "Высота" изменится автоматически.

Сохранение готовой стереопары

Для сохранения готовой стереопары (стереоснимка) в меню Файл выбираем пункт "Сохранить копию" (Образец), далее указываем папку для сохранения и имя файла (Образец). В открывшемся затем диалоге "JPEG опции" указываем качество сохраняемого снимка. Если полученные снимки вы будете только просматривать на своем компьютере, то можно выбрать качество побольше (10-12). А если вы захотите выставлять фотографии в интернет, то в последних версиях PhotoShop есть команда "Сохранить для ВЕБ". Выбрав её, можно указать качество (Quality) в пределах 60-70. В итоге получите файл приемлемого объёма с очень приличным качеством.

Теперь файлы, с которыми мы работали и с которых сохранили копию в виде стереопары, можно закрыть не сохраняя.
ВСЁ :-)

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ (surprise :-)

Как оказалось, существует отличная программа для изготовления стереопар. Она сама выполняет всю рутинную работу по подгонке левой и правой картинок друг к другу, исправляя такие погрешности съемки как наклон камеры, искажение перспективы, размеров объектов. Также с её помощью можно изготовлять не только перекрёстные стерео пары, но и анаглифы, и другие типы стереоизображений. Это программа StereoPhoto Maker, используя её, вы в несколько раз сократите затраты времени на изготовление стереофото. У нее есть только два недостатка: она на английском языке и не работает в Windows95-98, но только в Windows более новых версий. Скачать ее можно с сайта программы http://stereo.jpn.org, объем файла stphmkre413.zip 846кб. 
Краткое описание для неё на русском языке лежит на http://www.deep-life.ru/.

Несколько видео уроков по StereoPhoto Maker можно посмотреть на youtube-канале Евгении Вазенмиллер 

Сохранение полученных стереопар в этой программе я выполняю с максимальным качеством. Если хотите выставлять их в Интернете, то выполняйте сохранение согласно совета выше по тексту.

Вернуться на первую страницу

Rambler's Top100

Copyright © Poluboyartsev A.V.